MD5
ff36f7f66588b87a57f64d07c92f7f9c
SHA1
902bbb26c51a2855ba4e5e51619dce61774e60a8
  • Анонимно
  • Скачан 385 раз
  • Metalink
  • QR

Общее

Количество файлов: 1

Описание

Конспект урока русского языка в 4 «Б» классе

по системе Л.В.Занкова

Тема: «Обращение».

Тип урока: урок закрепления знаний.

 Цели:

Обучающая:

  • формировать лингвистическую компетенцию: умение и навыки находить обращения в речи; выделять обращения на письме запятыми, в устной речи – интонационно;
  • формировать коммуникативную компетенцию: коммуникативные умения и навыки, обеспечивающие свободное использование обращений в речи разных ситуациях;

Развивающая:

  • развивать способности анализировать, делать оптимальный выбор в зависимости от ситуации;
  • развивать креативные способности обучающихся

Воспитательная:

  • формировать умение применять знания, полученные на уроке, в жизненных ситуациях;
  • формировать умение работать в паре и группе с целью создания коллективного творческого продукта

Оборудование: компьютер, интерактивная доска, мультимедийный проектор, презентация, карточки.

Ход урока

  1. Самоопределение к деятельности. Организационный момент.

- Дети, проверьте, все ли готовы к уроку русского языка. Сегодня у нас на уроке много гостей, повернитесь, пожалуйста к ним, поздоровайтесь. Садитесь на свои места.

  1. Актуализация знаний.
  • Ребята, проведём мыслительную разминку.
  • Работа в программе «Learningapps»  - упражнение на повторение падежей.

3. Постановка учебной задачи.

- Сколько в русском языке падежей? (6 падежей).

- Я открою вам маленький секрет: раньше в древнерусском языке существовал седьмой падеж - «звательный». Этот падеж со временем  исчез из языка, а звательная интонация осталась. Как вы думаете, где? Как в русском языке называется слово, которое зовёт? (обращение)

- Тема нашего урока «Обращение». Какую учебную задачу мы будем решать на уроке?

Сегодня на уроке мы закрепим знания по теме «Обращение», продолжим учиться находить обращения в речи и выделять их на письме.

- Какие вопросы можно сформулировать к теме урока?

Что такое обращение?

Как обращение выделяется в устной речи?

Как обращение выделяется на письме?

Какое место обращение занимает в предложении?

Является ли обращение членом предложения?

Таким образом, ответив на все эти вопросы, мы решим учебную задачу.

- Возьмите, пожалуйста, опорный конспект и напишите тему урока. В информационной карточке   поставьте знак «+» напротив тех вопросов, ответы на которые вы знаете. И знак «-» там, где вы не уверены. Отложите тетрадочки.

- Давайте спланируем нашу деятельность (работа со слайдом).

1. Что подлежит изучению? (обращение)

2. С чем будем работать? (с интонацией и знаками препинания)

3. Как будем работать? (наблюдать, делать выводы, работать в парах и группах)

4. Закрепление пройденного.

а) «Давайте же, дети, учиться начнём

И знания светлые нити

Навек в благодарную память вплетём».

- К кому я обратилась? Назовите обращение (дети).

- Как вы догадались, что это обращение? (по интонации)

-  Что такое обращение? (слово, которое называет того, к кому обращаются)

 Обратитесь к своему однокласснику с какой-нибудь просьбой, вопросом, предложением.

- Сделайте вывод, чем может быть выражено обращение?

Вывод: обращение может быть выражено именем существительным, нарицательным и собственным в именительном падеже.

б) - Обратимся к сказкам А.С.Пушкина. Посмотрите фрагмент мультфильма и назовите обращения (свет мой, зеркальце; царица).

- Полина, прочитай еще один отрывок.

Ах, ты мерзкое стекло!

Это врешь ты мне назло.

Назовите обращение.

Какими чувствами окрашены обращения в данных примерах?

(1-ласково, уважительно; 2- досада, разочарование, злость)

 -  У человека тонкая и ранимая душа, подбирайте слова, когда обращаетесь к кому-то. Неудачное обращение  может насторожить и даже обидеть.

- Что еще интересное  вы заметили?

Работа в парах.

- Прочитайте предложения, отметьте галочкой те, в которых обращение выражено одним словом. Прочитайте. Найдите и назовите предложения, в которых обращение выражено несколькими словами.

Не тужи, душа моя,

Это чудо знаю я.

Чем вы, гости, торг ведёте

И куда теперь плывёте?

Здравствуй, князь ты мой прекрасный!

Что ты тих, как день ненастный?

Прочитайте выразительно, выделяя обращение интоннационно.

Вывод: обращение может быть выражено одним словом или словосочетанием (свет мой).

Физминутка

в) - Как обращение выделяется на письме? (запятыми, восклицательным знаком)

- Расставьте нужные знаки препинания.

Князь им вымолвил тогда:

«Добрый путь вам  господа...

Выпросил дурачина корыто!

Здравствуй грозная царица!

Бабушка постой немножко…

Проверьте правильность выполнения задания — слайд.

- Посмотрите внимательно на предложения и сделайте вывод, какое место обращение может занимать в предложении?

Вывод: в предложении обращение может занимать любое место: в начале, в середине или в конце предложения. Обращение выделяется запятыми.

Психологическая разминка (слайд) — табличка.

- Внимательно посмотрите на схемы предложений, закройте глаза и мысленно представьте себе их.

г) - Как вы думаете, каким членом предложения является обращение? (не является членом предложения).

- Проверим вашу гипотезу. В задании № 2 подчеркните грамматическую основу предложений.

Засмеялся Балда лукаво:

«Что это ты  выдумал, право?

«Балда, погоди ты морщить море,
Оброк сполна получишь вскоре.

Оброк — натуральный или денежный сбор с крестьян помещиками.

- Давайте проверим работу. Прочитайте предложения. В каком из них слово «Балда» является членом предложения, а в каком выступает в качестве обращения? В первом предложении Балда является подлежащим, а во втором слово «Балда» - обращение.

- Задумаемся над вопросом, как мы будем различать эти два явления.

1. Найти грамматическую основу;

2. прочитать и понять по интонации.

Вывод: Обращение не является членом предложения.

- Дети, как вы думаете, местоимение «Ты» это обращение? Докажите, что местоимение «Ты» не является обращением.

- На кого указывает местоимение «Ты»? (на Балду, не выделяется ни голосом, ни запятыми)

- Дети, запомните, местоимения «Ты», «Вы» не являются обращениями.

- Вам бы понравилось, если бы к вам обратились: «Ты, подай тетрадь!»  Как исправить эту фразу, чтобы она звучала вежливо и культурно? («Саша, подай, пожалуйста, тетрадь»).

5. Самостоятельная работа.

1 вариант

1)  Отметь предложение с обращением.

Иван Федорович, у нас будет урок труда?

В тайге водятся волки, рыси, медведи.

2) Расставь знаки препинания, обозначь О.

Приходи ко мне в гости Валя

3) Дострой предложение, чтобы оно было с обращением. Расставь знаки препинания.

вы заготовили корм для пернатых друзей

2 вариант

1)  Отметь предложение с обращением.

В реке много окуней, плотвы, ершей.

Петя, Дуся, вы пойдете сегодня в магазин?

2) Расставь знаки препинания, обозначь О .

Помоги мне Коля решить задачу

3) Дострой предложение, чтобы оно было с обращением.

Расставь знаки препинания.

... ты кормил сегодня птиц…

- Обменяйтесь тетрадочками и проверьте работу друг друга. У кого возникли разногласия, давайте обсудим.

  1. Подведение итогов урока. Работа в группах.

- Итак, мы выявили все основные признаки обращения. Давайте, всё, что мы узнали, оформим в единый ответ. Соберитесь в группы и заполните небольшие памятки.

- Проверка: от каждой группы выходит ученик и озвучивает вывод (1 группа — 1 вывод, 2 группа — второй вывод, 3 группа — третий вывод).

7. Рефлексивный момент урока.

- Возьмите конспект и в информационной карточке оцените свои знания на конец урока. Поднимите руку, у кого прибавилось «+». Есть в классе ученики, у кого все плюсы?

- Ребята, как вы думаете, мы добились цели. Что новое узнали? Сказки какого автора помогли нам лучше усвоить тему?

«Читайте Пушкина, друзья,

Читайте сказки.

И будет жизнь тогда полна

Добра и ласки».

- Какое обращение я использовала? (друзья)

- Составьте предложение с обращениями ко мне, выразив своё отношение к уроку, и своё настроение.

- Обратитесь к гостям (Например: Уважаемые гости, вам понравился наш урок?)

Домашнее задание:

Список файлов

Ссылка: Код для блога или сайта: Ссылка для форума: